![]() | |||||
Математика для крошекДобавлено: 18.11.2012 в 01:34 Просмотров: 4433 ![]() (веселые, но необходимые инструкции для родителей) Потягунюшки, порастунюшки, Поперек себя толстунюшки! Ручки — хватунюшки, Ножки — ходунюшки, Роток — говорок!* Старая-престарая приговорка. С помощью этих смешных словечек мама или бабушка могут приголубить малыша, показать, как любима каждая частичка его маленького тельца. И пусть оно растет здоровым, красивым и ловким. Но тем, что руки — «хватунюшки», а ноги — «ходунюшки», их функции еще не исчерпываются. В жизни ребенка его тело играет роль первого обучающего пособия ПО МАТЕМАТИКЕ. Тело ребенка — универсальные счеты, лучше всех наглядных пособий, лучше картинок и таблиц. Прежде чем считать предметы, малыш (с вашей помощью) «обнаруживает» себя: вот Я какой! Вот как Я устроен! А вам-то как интересно каждый раз при раздевании, одевании, купании посчитать, сколько у сынишки (или у дочурки) маленьких носов! Один нос (носик, носишко). Этот любопытный нос можно потрогать и даже осторожно «попикать» им, как кнопочкой. А ртов сколько? Столько же, сколько носов, — тоже один. Даже у крокодила зубастого — и то один рот. У девочек и мальчиков больше одного рта не бывает. Они же не многоголовые драконы! А вот глаза (глазки, глазоньки, глазочки). Сколько их? Два. Два братца через мостик живут, друг друга не видят. Зато малыш все видит. И у мамы два глаза, и у папы. Люди заглядывают друг другу в глаза, как в окошки волшебного домика: хорошо ли там? Тепло ли? Что там живет — доброе или злое, грустное или веселое? А когда мы засыпаем, свет в окошках гаснет... Только в древних историях — мифах — бывают страшные великаны Циклопы, у которых всего один глаз в середине лба. И в сказке про Крошечку-Хаврошечку у злой мачехиной дочки было три глаза. Поэтому ее называли Трехглазка. Ее третий глаз все высматривал да подглядывал. Не простой глаз — колдовской... И так далее: два плеча, два локтя, две руки, две ноги, две коленки, два уха, две дырочки-ноздри в носу, две щеки... Даже... (тсс!.. никто не подслушивает?) — даже попка из двух половинок сделана! И вот ваш малыш вместе с вами весело считает до двух и ощущает это «два» всем собой, всем своим маленьким, любимым вами тельцем. Но настоящий счет начинается тогда, когда в поле зрения ребенка попадает рука с ее пятью пальцами. Пальцы обладают замечательными способностями: кроме того, что ими можно трогать, брать, держать, с ними еще и играть можно! Для начала (хотя это совсем не обязательно) неплохо нарисовать на подушечках пальцев веселые рожицы. Тогда пальцы сразу превращаются в маленьких человечков, которые чего только не умеют! Например, «плясать» под разные приговорки. Иногда так: Вот как пляшет наш Большак: И вот эдак, и вот так! Он один впереди, А четыре позади. Все четыре позади — Он один впереди*. Иногда так: Пять маленьких леди пошли погулять, В пути они стали громко болтать. (Это шевелятся пальцы левой руки.) Пять джентльменов их услыхали, С ними всю ночь напролет танцевали. (Тут «выскакивают» пальцы правой руки и «встречаются» с пальцами левой: большой — с большим, указательный — с указательным, средний — со средним и т.д.) Польку, кадриль, менуэт и гавот, Танго, и румбу, и вальс, и фокстрот! (Подушечки пальцев касаются друг друга поочередно. А после танца «леди» и «джентльмены» «благодарят» друг друга: каждая пара по очереди «кланяется» партнеру.) С пальцами можно играть в прятки. Так: На лужайке пять зайчат Веселятся и пищат. Как лисицу увидали, Так четыре убежали. (Четыре пальца прячутся в кулачок.) Или так: На полянке пять бельчат Веселятся и пищат. Как куницу увидали, Три бельчонка убежали. (Три пальца прячутся в кулачок.) Можно так: На опушке пять волчат Веселятся и рычат. Как собаку увидали, Двое сразу убежали. Играем до тех пор, пока не истощатся время и фантазия или игра, наконец, не надоест. Пальцы очень полезно заставлять работать «счетами», давая им такие задания: — Покажи мне два пальца! А еще как можно? А еще? С двумя-то пальцами легко справиться, а вот с четырьмя (это четыре пальца подряд; два — на левой и два — на правой; три — на правой и один — на левой и т.д.) уже нужно серьезно трудиться. И пальцы не всегда слушаются, и вариантов много. Вам смешно, когда малыш, будучи совсем крошечным, пытается засунуть в рот большой палец ноги. Кажется, будто он перепутал ногу с рукой. Как маленькая обезьянка. Но вот он встает на ножки, делает первые шаги... С этого момента ступни оказываются плотно упакованными в ботиночки. Им твердо указывается их роль — ходить! Не поленитесь время от времени «разоблачать» ножки ребенка, чтобы задать им и другую полезную работу. С давних времен известно, что в ступне человека много активных точек, делающих ее чувствительной к температурным раздражителям. Поэтому часто советуют начинать закалку с обливания ног и с хождения босиком. Кроме того, босоногая ступня, как и рука, соприкасаясь с разного рода поверхностями — гладкими, шершавыми, холодными, мягкими и т.д., — является «добытчиком» новых для человека осязательных впечатлений. Поэтому маленькие коврики из разных материалов и разной фактуры могут сослужить в развитии ребенка не меньшую службу, чем, например, пособия Монтессори, служащие этой цели, но имеющие в виду работу рукой. Как только вы разули малыша и предложили ему занятие на ковриках, вы убиваете сразу трех зайцев: зайца закалки, зайца по профилактике плоско- стопия (бич городских детей) и зайца развития (ребенок обучается различать материалы и запоминает новые слова). Делать пальчиковую гимнастику для ног не менее полезно, как и для рук. И на ногах есть Большак, который не прочь потанцевать время от времени. Чтобы предоставить ему такую возможность, надо сесть на коврик и вытянуть ножки вперед. Помахали правой ножкой, Что скакала по дорожке. Помахали левой ножкой, Что скакала по дорожке. Пальчиков на правой — пять, (Шевелим пальцами правой ноги) Пальчиков на левой — пять. (Шевелим пальцами левой ноги) Было пять, Осталось пять, Сосчитаем их опять! Еще пальцы на ногах можно разводить как можно шире, а потом с силой поджимать: Старик Егор Срубил забор. В заборе дыра. В дыру лезет вор! На последних словах ноги нужно быстро поджать под себя или поднять в воздух, потому что у деда Егора есть большой сторожевой пес. И этот пес собирается больно укусить воришку. А в рифмовке такое количество звуков Р, что можно вполне соединить пальчиковые игры с логопедической тренировкой. Еще ступнями можно хлопать, как в ладоши. Сидим на полу, болтаем ногами: Как под пальмой на полянке Жили-были обезьянки. Трали-вали — топ-топ-топ (Топаем ступнями по полу), Трали-вали — хлоп да хлоп! («Хлопаем» ступнями ног) Конечно, возможностей у пальцев ног меньше и их не нужно тренировать так же серьезно, как пальцы руки: в конце концов в школе им писать не придется! Но дома... Почему бы не попробовать дома рисовать и писать ногами? Возможно, «из-под ноги» вашего малыша выйдет некий шедевр таинственно-абстракционистского толка, и вы не погнушаетесь повесить его на стенку. Марина АРОМШТАМ (отрывок из книги «Дом, в котором живет Малыш») Рубрика: РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА Если понравилось - жми здесь:Также в этом разделе:
|
|
||||
Copyright © 2007 - 2012 Kardinal-Group
Для связи: klubok@kg7.ru
|