Как быстро растут дети! Казалось бы, еще вчера этот непоседа и почемучка
был воспитанником детского сада. А сегодня он – будущий первоклассник. Человек,
стоящий на первой ступени общественной жизни… «Как же он будет учиться в школе?»
- вздыхает мама, успокаивая себя мыслью о том, что еще есть время «войти в
норму».
Что такое норма?
Как в психическом, так и в психологическом развитии ребенка существует понятие нормы, зоны риска и патологии. Различаются эти группы набором достигнуты знаний, умений и навыков первоклассника, развитием психических процессов – памяти, внимания, мышления, индивидуально-личностными свойствами ребенка, а также условиями его социальной адаптации.
С каждым годом планка «нормы» растет.
Сама жизнь диктует это – новая система ценностей, технический прогресс,
скорость перемен во всех отраслях человеческого существования…
Сейчас многие
дети, поступая в первый класс, умеют бегло читать, считать, рассуждать,
устанавливать причинно-следственные связи. И зачастую, обнаружив такой набор
знаний и умений, ребенок с легкостью получает оценку «к школе готов».
Однако
полученные знания ему придется применять, находясь в большом коллективе, где
внимание учителя достается, увы, не только ему, а делится на количество
учащихся. И способность не растеряться в новых условиях напрямую зависит от
таких характеристик, как уровень развития памяти и внимания, работоспособность,
а также волевая регуляция, мотивация в познавательной деятельности и стремление
к успеху.
Выходит, школьная зрелость – понятие емкое. Это и интеллект, и его
предпосылки (память, внимание, работоспособность), а также
эмоционально-личностная готовность и социальная активность.
Как определить школьную зрелость и не ошибиться в выборе программы школьного обучения?
Здесь лучше положиться на мнение профессионалов. У опытного психолога имеется
целый арсенал тестов и различных проб, которые помогут ему сделать выводы о
психологическом развитии ребенка.
Кроме того, в ходе наблюдений за его
общением в группе детей специалист может сделать вывод о состоянии социальной
адаптации ребенка, а также порекомендовать родителям программу обучения.
Иногда даже при наличии высокого интеллекта, но несформированной мотивации к
учебе и слабости концентрации внимания (что особенно часто наблюдается у
гиперактивных детей) не следует отдавать в школу ребенка, не достигшего
семилетнего возраста, и нужно очень хорошо подумать, чтоит ли выбирать
развивающую программу.
Инициатива против чувства вины.
Известный психолог Эрик Эриксон указывал на то, что именно к семи годам, т.е.
к моменту поступления в школу, важнейшее значение приобретает то, насколько
инициативен ваш ребенок.
Если же налицо тревога, боязнь ошибиться,
неуверенность в себе, страх перед оценкой и, как следствие, эмоциональное
напряжение, - значит, победило чувство вины.
Уважаемые взрослые, родители и воспитатели!
Не следует сравнивать детей, излишне критиковать, стыдиться своего ребенка. Давайте ему кредит доверия, шанс, каждый раз хвалите его за смелость и мыслительную активность, продумайте систему поощрений за малейшие успехи. Все это очень важно для его будущего.
Где и как лучше всего готовить ребенка к школе?
Ответ очевиден – в коллективе сверстников в форме игры, моделируя различные школьные ситуации.
Главная задача – развить желание учиться и жить по правилам, продиктованным обществом.
Такую подготовку осуществляют как при школах, так и во многих социальных и
коммерческих психологических центрах. Активней следите за информацией,
узнавайте, спрашивайте.
На мой взгляд, подготовку к школе следует вести по
трем направлениям:
1. Развитие речи и познавательных процессов ребенка (восприятие, память, внимание, мышление), мелкой и крупной моторики (точные движения рук и тела), графические навыки.
На наших занятиях мы используем для этих целей пальчиковую гимнастику, ритмические движения под музыку, лепим, конструируем, рисуем по образцу и без образца. Кроме того, с помощью системы специально разработанных игровых упражнений учимся устанавливать причинно-следственные связи, сочинять и рассказывать по картинкам.
2. Развитие личности, эмоционального интеллекта и формирование навыков общения.
Знакомство детей с общественно-приемлемыми формами поведения, способами разрешения конфликтов, нормами этикета (поведение на уроке, перемене, в общественных местах, в гостях, за столом и т.д.) лучше всего происходит в сюжетно-ролевой игре.
Используя атрибуты (маски, предметы одежды и пр.), ребята примеряют на себя различные роли. Это помогает им встать на позицию другого, научиться считаться с интересами коллектива, сопереживать и оказывать помощь.
3. Еще одно, не менее важное направление работы – это беседы с родителями.
На занятиях по подготовке к школе я рассказываю мамам и папам будущих первоклассников об особенностях возраста, влиянии на ребенка стилей воспитания, семейных отношений. Часто после таких бесед родители понимают, что им самим необходимо изменить свое поведение в отношении ребенка.
Советы родителям будущего первоклассника
1. До поступления ребенка в школу проведите комплексное психологическое
исследование ребенка на сформированность школьной зрелости.
2.
Проанализируйте свои притязания по отношению к малышу и его реальные
возможности. Не стоит навешивать на ребенка чрезмерную ответственность и
относиться к нему, как к старшекласснику. Помните, он еще играет.
3. Как
школьные уроки, так и выполнение домашних заданий не должны быть скучными, а
приглашение к выполнению уроков не может звучать как приказ. Используйте игровые
моменты. Иначе не ровен час, ваш ребенок заявит: «Надоела мне эта школа…»
4.
Стимулируйте самостоятельность и мыслительную активность. Вводите знаковую
систему оценки.
5. Не переусердствуйте в выборе кружков. Помните, ваш
ребенок – не вы сами. Не воплощайте через него свои нереализованные мечты. Его
способности и интересы могут не совпадать с вашими.
6. Не допускайте
информационной перегрузки. Это может привести к переутомлению еще неокрепшего
организма.
7. Учите ребенка замечать положительное в окружающих его
людях.
А самое главное, всячески поддерживайте своего ребенка. Помните, что сейчас это необходимо ему, как никогда.