Разделы
 Еда (2)
 Остаться в форме (3)
 Беременность (7)
 Планирование беременности (3)
 Дети (17)
 Советы (1)
 Ребёнок до года (9)
 РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА (3)
 СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ (4)


Поиск
 


Реклама


Случайный рисунок
Салат «Анютины глазки»

Поиск по картинкам

Самое популярное

Детские страхи

Добавлено: 24.08.2012 в 20:27             Просмотров: 2773

Каждому человеку знакомо чувство страха. Это неприятное ощущение, которое может возникнуть в любом возрасте. Страх, по мнению 3. Фрейда, рождается вместе с человеком и с возрастом приобретает различные формы. Человек может испытывать как страх, так и тревогу.

Памятка
Страх -- отрицательная эмоция, которая возникает в результате реальной или воображаемой опасности.
Тревога -- состояние, которое появляется в ожидании предстоящей угрозы.
Отличие: тревога неконкретна и не всегда имеет отрицательную окраску.

Чего боятся наши дети?
Да, каждый ребёнок чего-то боится. Детям уже на первом году жизни знакомы ночные страхи, а на втором году -- страх одиночества. Малыши могут боятся даже неожиданных звуков. В 3--5 лет дети страшатся темноты, в 5--7 лет главным становится страх смерти. Чаще такие боязни развиваются, если у ребёнка возник внутренний конфликт из-за противоречивых требований, которые предъявляют родители или воспитатели (учителя). Дети, которые часто болеют, боятся боли, медицинских процедур, а заодно и людей в белых халатах.

В дошкольном и младшем школьном возрасте более беспокойны мальчики, а после 12 лет -- девочки. При этом девочки преимущественно волнуются по поводу взаимоотношений с окружающими, а мальчиков беспокоят насилие и наказание. Девочки очень боятся, что о них плохо подумают родители или педагоги, мальчики боятся того, что их могут физически наказать родители или побить сверстники.

Уже в младшем школьном возрасте у детей может возникнуть “школьная фобия” -- страх перед посещением школы. Иногда ученики начинают бояться уже перед выходом из дома. Мысли о школе могут нагонять страх из-за боязни получить “двойку”, ребёнок может бояться того, что учитель отчитает перед всем классом из-за невыученных уроков и т. д. Есть “школьные” страхи и у подростков, хотя они и пытаются это скрывать. Многие родители тоже боятся школы и непроизвольно внушают свои страхи детям.



Эти “страшные” взрослые
Беспокойство ребёнка часто зависит от настроения окружающих его взрослых. Повышенная возбудимость педагога или родителя обязательно передастся ребёнку. В семьях, где отношения между всеми членами доброжелательные, дети эмоционально более устойчивы и менее подвержены страхам, чем в тех семьях, где часто возникают бытовые конфликты.

Резко возрастает уровень тревожности ребёнка после развода родителей, когда, казалось бы, скандалы закончились. Исследования психики детей из неполных семей показали, что последствия развода отрицательно сказываются на отношениях матери и ребёнка. Даже при большом желании правильно его воспитать, она не всегда может осуществить свои намерения. У женщины появляется страх “одинокой матери” -- она боится брать ответственность за решение материальных и социальных проблем. Этот страх проявляется в неустойчивости настроения, повышенной раздражительности. Растроенная мама может наказать из-за пустяка, и в ответ ребёнок будет вести себя агрессивно. Возникает конфликт, за которым следует наказание. У ребёнка появляется страх любой ситуации, которая может вызвать гнев матери. Кроме этого, сын или дочь страдают оттого, что лишились постоянного общения с отцом. Бывают случаи, когда ребёнок считает себя виноватым, что папа ушёл из дома.

В семьях, где мать озабочена лишь тем, как найти себе нового спутника жизни, дети агрессивны, суетливы или наоборот: замкнуты, боязливы, заторможены. Когда появляются отчим или мачеха, дети тоже испытывают чувство страха. Родители не всегда замечают детские переживания, а ребята не умеют их высказать.

Если женщина родила ребёнка “для себя”, то зачастую она проявляет повышенное внимание к воспитанию дочери или сына, потому что испытывает обострённое чувство ответственности. В первые годы жизни ребёнок рад такому вниманию, но с возрастом начинает тяготиться и бунтует. Такое внимание может вызвать другой страх -- быть недостойным любви и уважения родителей, учителей, сверстников.

Не спокойны дети и в семьях с авторитарным стилем воспитания. Многие дети из авторитарных семей страдают внушёнными страхами, когда родители не только излишне настойчиво, но и подчёркнуто эмоционально предупреждают об опасности: “Не подходи -- убьёт!”, “Не лезь -- утонешь” и т. д.

Возраст родителей имеет немаловажное значение для возникновения страхов. У молодых родителей дети более спокойны. У тех, кому за 35, дети более тревожны и неуверенны в себе.

Вероятность появления различного рода страхов у детей всегда выше, если они есть у родителей, ведь, как известно, свойства высшей нервной деятельности передаются по наследству. От матери детям передаются беспокойство, тревожность, от отца -- мнительность, сомнения в правильности своих действий, эти ощущения порождают страхи и опасения.



Памятка “Что важно знать родителям”
не создавать из-за возрастных страхов серьёзной проблемы;
Если у ребёнка страх темноты или одиночества, его нужно приласкать и спокойно, но в тоже время строго с ним поговорить. Спокойное и уверенное поведение взрослых помогает ему преодолеть страхи в самом раннем возрасте.
не отмахиваться от детских страхов, а относиться к ним с большим вниманием, пониманием и сочувствием;
Простые фразы типа “дома никого нет” приносят больше пользы, чем командные “не бойся!”, “не будь трусом”. Эти слова только травмируют психику ребёнка.
страх -- это не проявление слабости, не вредничание и не упрямство;
Страх нельзя игнорировать, он вряд ли исчезнет сам по себе. Вместе с ребёнком хорошенько рассмотрите его, поймите причины возникновения, проработайте их и помогите ребёнку избавиться от того, что его пугает.

Многие страхи детей проходят с возрастом, но если страхи “задерживаются” надолго, или ребёнок боится всего, то тогда можно говорить о проявлении настораживающей тревожности в характере ребёнка, что требует вмешательства детского психолога.


Ночные кошмары
Если ребёнка мучают ночные кошмарные сны, его нельзя будить -- он должен проснуться сам. Глубокий сон подобен гипнотическому трансу; резкий выход из него может сильно напугать, нарушить нервное равновесие. Нельзя обнимать, прижимать к себе ребёнка. Лучше тихонько заговорить с ним, назвать ласково по имени, сказать: “Всё хорошо, мама и папа рядом с тобой!” Если кошмарные сны постоянно повторяются -- необходима квалифицированная помощь психолога или врача-психотерапевта.

Чтобы ребёнок спал спокойно, не читайте ему и не позволяйте смотреть перед сном страшные фильмы и сказки. Очень активные игры, плотная пища и стеснённая одежда для сна тоже ведут к кошмарным снам.

Как помочь ребёнку избавиться от страха

Хорошо успокаивают и расслабляют, снимают тревогу, развивают мелкую моторику рук и фантазию ребёнка игры с песком и водой, лепка из пластилина и глины, рисование на бумаге гуашью или акварелью с помощью пальцев рук.

Особенно эффективны в преодолении страхов несложные детские игры. Они могут помочь справиться со страхами одиночества, темноты и замкнутого пространства. Игра для ребёнка нужна и важна -- в ней он познаёт и моделирует окружающий мир. Она будит активность ребёнка, учит быть самостоятельным и принимать решения. Включаясь в игру, он переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения. Такие игры нужны, чтобы снять чувство скованности и страха, возникающие в темноте, замкнутом пространстве и попадании в новую, неожиданную ситуацию; предупредить неуверенность, застенчивость либо откорректировать их.

Пятнашки
Количество игроков: не менее 3 человек;
Продолжительность: не менее 10-15 мин.
Игровая площадка: ограниченное пространство, где в беспорядке расставлены стулья, стол и другие преграды так, чтобы между ними были небольшие проходы. Можно переставить мебель в комнате так, чтобы создать искусственный беспорядок.
Цель: научиться мгновенно принимать решения.
Ход игры: в начале игры участники выбирают “пятнашку”. Он внимательно следит за бегущими в разных направлениях детьми и старается во что бы то ни стало поймать одного и запятнать его, т. е. коснуться, хлопнув рукой. Можно усложнить задачу -- хлопать только по спине. Причём именно хлопать с чувством, с эмоциями. Пойманный превращается в “пятнашку" -- его имя произносится во всеуслышание, чтобы другие дети знали, кого им следует остерегаться.

Нельзя пятнать через стулья -- их нельзя задевать ни пятнающему, ни другим участникам. Игрокам можно отворачиваться, увёртываться, но кто случайно заденет стулья, столик или выбежит за пределы игровой площадки -- сам становится водящим.
Участие взрослых в этой игре обязательно. Они смогут учесть разные возрастные возможности всех участников игры и незаметно подыграть детям поменьше.
Чтобы игра не надоедала, её можно изменить:
Чтобы “запятнать”, нужно снять с головы платок или кепочку;
Во время игры всем участникам нужно пролезть 2 раза между стульями;
Попробовать расширить игровую площадку и включить в неё не только комнату, но и коридор и даже всю квартиру.
Комментарии. Смысл игры -- в её непредсказуемости, в неожиданности, когда водящий внезапно меняет направление бега, оказывается лицом к лицу с игроками. Особое значение в игре придаётся репликам и угрозам “всё равно догоню!”, “вот кого я сейчас запятнаю!”, “лови его!” и т. д. Они создают эмоциональный накал, воспринимаются не буквально, а как один из юмористических компонентов игры.

Жмурки
Количество игроков: не менее 3 человек;
Продолжительность: 20-30 мин.
Игровая площадка: игра проводится там, где играли в “Пятнашки” и где остался беспорядок.
Цель: преодолеть страх замкнутого пространства.
Ход игры: водящему плотно завязывают глаза, чтобы он ничего не видел. Водящего три раза поворачивают вокруг себя, чтобы ему было сложнее сориентироваться. Он должен отыскать и дотронуться до человека.

Игроки стоят на одном месте и ничем не выдают себя, чтобы водящий их не обнаружил. Можно нагибаться, наклоняться, присаживаться и даже ложиться на пол, когда водящий проходит рядом и пытается нащупать вытянутыми руками участников игры. Но сдвигаться с места нельзя. Играющие могут зазывать водящего хлопками, щелчками пальцев, но говорить и ходить нельзя.
Начинает водить взрослый. Он задаёт игре шутливый тон, обещая всех найти и со всеми “расправиться”. Далее поочерёдно в роли водящего выступают все игроки.
Когда водящий обнаруживает участника игры, то опознаёт его на ощупь и назвает имя.
Выигрывает тот, кто быстрее всех найдёт участников игры.


Прятки
Количество игроков: не менее 3 человек;
Продолжительность: 20-30 мин.
Игровая площадка: используются все помещения, в том числе туалет и ванная комната, в которых свет выключается. Заранее оговариваются места, где нельзя прятаться, например, шкаф.
Цель: выработать выдержку и терпение, преодолеть страх одиночества.
Ход игры: все участники договариваются, кто из них будет искать первым. Свет выключается, горит только ночник. Поэтому искать нужно на ощупь, а спрятавшийся должен сидеть тихо, как мышка.

Водящий обходит места игры, произнося шутливые угрозы в адрес спрятавшихся. Они сидят в своих укрытиях тихо, стараясь ничем себя не выдать.
Если спрятавшихся не находят, то они сами выходят из укрытия на счёт 10.
Найденные участники продолжают участие в игре: -- они идут “цепочкой” сзади водящего и помогают ему репликами.
Комментарии. Смысл игры -- вовлечение в действо всех участников. Эта игра поможет проявиться страхам темноты, одиночества, замкнутого пространства.

Игры для мальчишек
Мальчикам очень подходят игры, в которых присутствует опасность, где нужно победить в себе страх и неуверенность. Такие игры помогают уменьшить боязни боли, уколов, помогают снять напряжённость в отношениях:
“Поединок” -- фехтование на игрушечных саблях;
“Стрельба из лука” -- поочерёдная стрельба из лука стрелами-присосками друг в друга. Обороняться можно щитом, руками или увёртываться от стрел;
“Сражение” -- бросание друг в друга мелкими предметами (бумажными шариками и т.п.) из-за укрытия в виде стульев.

Быстрые ответы

Цель: снимает торможение и страх, возникающие при внезапных вопросах; развивает сообразительность, находчивость, смекалку; наблюдение над интеллектуальным ростом детей.
Возраст игроков: с 5 лет до подросткового возраста.
Ход игры: все участники строятся в одну линию. Вначале роль ведущего выполняет взрослый. Он становится лицом к игрокам и задаёт каждому по очереди посильные для него вопросы. Ведущий считает “раз, два, три”, за это время игрок должен ответить. После счёта “три”, ответ признаётся недействительным.
Ответивший делает шаг вперёд. Но взрослый ведущий контролирует ситуацию, задавая вопросы таким образом, чтобы никто сильно не отставал. Каждый ребёнок должен выиграть несколько раз. Побеждая, участник делает 3 шага вперёд;
Примерные вопросы:
Почему лягушки скачут? (потому что не летают)
Где живут самые маленькие люди?(в Лилипутии)
Почему птички поют?(чтобы было весело) и т. д.


Рубрика: Дети


Если понравилось - жми здесь:


Также в этом разделе:


Советы по покупке одежды для первоклашек

Мамам о мальчиках

Типы характера ребёнка

Как правильно обустроить детскую комнату





Copyright © 2007 - 2012 Kardinal-Group
Для связи: [email protected]